Обращение Александра Долгина

Дорогие друзья!

Вы находитесь на гостевой странице сервиса благодарственных платежей — Online Donations Service, сокращенно ODS.

Этот сервис создан по моему заказу, с его помощью я реализую замысел, который вынашивал 15 лет. Если его идея придется по душе кому-то еще, то я приложу усилия к тому, чтобы у любого интересанта появилась такая же возможность, как у меня.

Идея заключается в том, чтобы использовать привычные деньги несколько непривычным образом, а именно для удаленных благодарственных платежей в адрес тех, кто сделал для вас что-то ценное, кто доставил радость или пользу. Это может быть статья, или художественное произведение любого вида и жанра, или что-то еще. Любой человек сможет, если захочет, выплатить вознаграждение другому человеку, либо группе людей, либо фирме, или иному адресату по своему усмотрению. При этом предмет благодарности, ее размер и ее адресат являются вашим личным выбором, никому не подконтрольным.

Я сам использую сервис чаще всего для того, чтобы назначить гонорар за понравившиеся мне статьи, книги, кино, сериалы, музыку, стихи, рецензии, посты и т.п. Еще это могут быть ставшие общим достоянием поступки либо что-то иное, чего я не упомянул. В качестве адресатов благодарственных платежей я вижу поэтов, писателей, переводчиков, режиссеров, актеров, продюсеров, музыкантов. Могу, если захочу, вознаградить художника по костюмам, или оператора, или специалистов по кастингу актеров… а могу художника-акциониста за его мужество и точность в жесте, или куратора, или издателя.

Поясню на своем примере, как это может использоваться. Предположим, я прочел в интернете статью неизвестного (или известного) мне автора, и текст произвел на меня впечатление, или развеселил, или заставил задуматься — это тот случай, когда хочется выразить автору свое признание и похвалу, сказать не просто «спасибо» (это невозможно чисто технически и плюс мало кто заметит), а выразить его в публичной, доступной всеобщему наблюдению и измеримой форме. Для этого как нельзя лучше подходят деньги, а интернет-технологии снимают часть затруднений, связанных с информированием получателей.

Я не думаю, что здесь уместно вдаваться в пространные пояснения о том, «почему и зачем», желающие могут ознакомиться с ними в моей книге «Экономика символического обмена» и др., находящихся в открытом доступе

Я хочу заверить в том, что сервис, при всей простоте и незамысловатости, имеет под собой основания в теории денег. Обозначу некоторые из них.

Есть сферы жизни, оснащенные деньгами, в которых деньги заметно недорабатывают. Сервис ODS создан с целью скорректировать искажения, которые, наряду со всем хорошим и ценным, деньги привносят с собой в индустрии культуры и вкуса 1  — и не только в эти индустрии, а и в жизнь, и человеческие отношения в целом.

Я утверждаю, что в ряду известных способов использования денег — в качестве средства обмена, сбережения и платежа — недостает одного, столь же важного, как все перечисленные, — это их применение в целях дара, не требующего очной коммуникации. Причем дара не кичливого, а повседневного и широко распространенного, дара не «с барского плеча», а дара поддержки и чествования, дара не дипломатического (с прямым расчетом на выгоду) или родственного, а дара, производимого за пределами круга родных и близких.

Деньги могут и должны служить инструментом постфактумных благодарственных платежей. Сервис ODS позволяет реализовать потребность в благодарении именно таким образом, как это нужно для того, чтобы «частные гонорары» («гонорар», англ. honorarium, напомню, происходит от слова «честь» — honour) стали широкой социальной практикой.

Интуиция подсказывает мне, что овладение деньгами в функции дарственного вознаграждения станет шагом вперед для всего человечества. Чтобы объяснить, почему я так думаю, поделюсь одним соображением: развитие той или иной сферы во многом завязано на качество языка, которым она оснащена. (Мы не знали бы второго закона Ньютона, не будь у его открывателя средств, чтобы его сформулировать и записать.) Это так, потому что язык обеспечивает фиксацию и распространение лучшего опыта, передовых решений, находок и открытий. В материальной сфере деньги играют роль ценнейшего элемента коммуникаций — они инструмент соизмерения, состязательности и трансляции опыта. Многое из того, что изобретают и применяют на практике наиболее успешные индивиды, становится для других людей предметом внимания, заимствования и дальнейших улучшений благодаря информации, кодированной посредством денег.

Сферы человеческого и символического едва ли не в большей степени, нежели утилитарного, нуждаются в таком языке, и они так же обогатятся, если примут на вооружение язык чисел. Без них не получается измерять дистанцию — во вкусе, в культурных уровнях, в развитии — и, самое существенное, ухватывать динамику внутриличностных и социальных процессов, что является главным тормозом для гуманитарных наук.

С момента становления человека как вида он выделяется среди живых существ способностью «быть мерой всех вещей», в том числе умением ценностно различать «лучшее» и «худшее». И в ходе всей своей истории человечествооттачивает различительную способность, прикладывает ее к новым и новым предметам, процессам и явлениям. Крупнейшим шагом в этом стало изобретение чисел и количественных метрик и приложение их к все более трудным для измерения явлениям и формам. Этот язык — язык чисел — предельно наглядный и сжатый. Главное в нем то, что он обеспечивает возможность тонко градуированного сравнения. Для аккумуляции опыта людям мало различать состояния «лучше» и « хуже», необходимо уметь определять, насколько «лучше» и насколько «хуже». И доносить это поначалу всегда закрытое субъективное знание другим людям.

Всю прошлую историю символическая сфера, сфера внутреннего мира человека просуществовала, обходясь без языка чисел. Возможно, она не слишком страдала от этого, а возможно, и пострадала, этого я не знаю. Но я не сомневаюсь в том, что, сторонясь и чураясь цифр и впредь, культурное сообщество лишится пользы, которую те могут принести в самопознании, в открывании и, главное, в распространении лучших практик.

Уже сейчас мы наблюдаем колоссальный разрыв между тем, что человечество знает о неживой материи и как умеет подчинять ее себе, и тем, что известно о человеке и о людях в их взаимодействии. Homo sapiens до сих поразительно примитивен в своих практиках саморегуляции, в понимании путей к счастью, к личному благоденствию и т.п. Даже в тех не столь частых случаях, когда науки о человеке могут гордиться глубоким пониманием «души» и могли бы помочь, их наработки и открытия не становятся широким достоянием. Причина: они кодированы чересчур сложным языком. Эта пропасть будет углубляться, если символическая сфера не обретет наглядный и всем доступный количественный язык, коему многим обязан прогресс в материальной сфере. Думаю, нас ждет прорыв в том случае, если числа обживут внутренний мир личности, поскольку это позволит вынести на свет ненаблюдаемый ныне частный опыт в такой форме, в которой оно может пополнить копилку всечеловеческого опыта.

Вернемся к практическим аспектам. По сложившейся норме люди сначала платят за культурный продукт — книгу, фильм, музыку — и лишь потом получают доступ к нему. Дело обставлено так, будто продается обычный продукт гарантированного качества и с наперед известными свойствами. Например, литр топлива или тарифицированная утилитарная услуга. Для таких товаров человечеством освоена схема «плати и бери».

Я считаю, для культурных продуктов эта схема нехороша, она противоречит их природе и применяется лишь по инерции. Лично меня она стесняет. По-моему, платить за неизвестный культурный продукт «до» — все равно что платить за «кота в мешке». Еще вопрос, кто кому должен по справедливости: читатель автору или автор читателю (или слушателю), потратившему время и внимание на отбор произведений? Что ценней, творческие искания одних или личностные ресурсы других? Время одних обменивается на время других людей, и не факт, что во всех случаях должны приплачивать реципиенты. Порой нечто, вброшенное в эфир, заслуживает лишь минусового сальдо, потому что съедает больше, чем дает.

Поскольку качество культурного продукта (текста) заранее не известно, имеет смысл не «плати и бери», а ровно обратная последовательность: сначала бери, а потом, если понравилось, плати — причем плати столько, на сколько оцениваешь. При этом монетизировать следует свое в широком смысле слова удовольствие или, иначе говоря, потребленную пользу. Формулируя четче: постфактумной оплатой следует оценивать качество своего времени в процессе и в результате взаимодействия с предметом постоплаты. Понравилось тебе это время или нет? Если понравилось, значит, время качественное. И наоборот.

Как я уже сказал, эта идея пришла мне в голову довольно давно, и я долго искал дизайн, в котором она может быть с успехом воплощена. С тех пор были проведены эксперименты с постфактумными платежами в кинотеатрах и в театрах (2003), прошла Народная премия для писателей и журналистов (2006). Они дали положительный ответ на главный вопрос: значительный процент людей склонен к альтруистическому обращению с деньгами. Добровольцы, принявшие участие в отмеченных экспериментах, платили деньги из своего кармана, хотя преспокойно могли не делать этого.

Я думаю, человечество «обречено» прийти к благодарственным платежам, но не могу уверенно сказать, как скоро это случится. Впрочем, если вдуматься, лайки в соцсетях являются не чем иным, как сигналами постфактумной благодарности. Это первые робкие, но точные шаги в нужном направлении. В былые времена дарение было прерогативой богатых и сильных. Сегодня все готово к тому, чтобы дарение демократизировалось, перешло в категорию доступной роскоши. С помощью ОDS я проверю эту готовность в деле. Сервис предоставит своим пользователям свободу дарить деньги, чествовать и вознаграждать деньгами. С большой вероятностью, вы найдете удовольствие в таком способе обращения с деньгами. (По моему личному опыту это так.)

Полагаю, реципиенты ваших денежных донаций тоже выиграют. Ведь сегодня главный бич человека, который реализует себя на контентном поприще, отсутствие точных и честных сигналов от аудитории, сигналов обратной связи. А также недохваленность. Я уж не говорю о нехватке денег, от которой, за редчайшими исключениями, авторов не спасает морально устаревший копирайт. Если идея постфактумной оплаты будет подхвачена другими людьми, это станет шагом к бескровному пересмотру авторского права — института, рожденного в другую эпоху, три века назад, и, конечно, тормозящего общественное развитие.

Я буду бесконечно рад, если мое начинание подхватят другие люди. Тогда оно скорей обернется широкой социальной практикой, какой ей надлежит быть.

Присоединяйтесь! Это упоительно — самолично одарять гонораром тех, кто этого, по вашему мнению, достоин!

А. Долгин

1В особенности в те из них, которые тиражируются и распространяются с низкими издержками (так называемые цифровые). Эти индустрии подвержены так называемому ухудшающему отбору — процессу, когда продукция низкого качества вытесняет высококачественную. Отбор этого типа связан с тем, что деньги не информативны в отношении качества культурных продуктов. Все книги, фильмы, музыкальные треки стоят одинаково.